Финансово-экономическая и бухгалтерская служба. Как организовать работу в кризис
- Цели, задачи и функции ФЭС. Соответствие структуры и функций ФЭС стратегическим задачам компании.
- Зачем нужны финансово-экономические службы ФЭС в бизнес-структуре компании. Сервисы финансово-экономических и бухгалтерских служб. Оценка качества работы финансовых и бухгалтерских служб.
- Реорганизация организационных структур. Основные правила при изменениях организационной структуры.
- Внешний и внутренний аутсорсинг. Формы аутсорсинга. Централизация сервисов.
- Оценка рисков при проведении организационных изменений. Практикум. Определение готовности к изменениям и уровня рисков.
- Оптимизация численности и подбор персонала. Способы оценки времени на выполнение функций.
- Трансформация современных систем управления – от административно-командного управления к самоорганизации (Agile, бирюзовые организации, Lean Kanban).Изменение организационных моделей при переходе на цифровые технологии (SaaS).
- Удаленная работа. Тонкая грань между доверием и контролем.
- Критерии оценки управляемости. Нормы и показатели управляемости. Практикум: Тестирование организационной структуры.
- Оценка и мотивация персонала ФЭС.
Эффективная система бюджетирования
- Связь системы бюджетирования с корпоративной стратегией.
- Риски безбюджетного управления.
- Этапы построения системы бюджетного управления (СБУ) компании.
- Практикум: Построение СБУ для достижения целей компании.
- Оценка эффективности системы бюджетирования.
- Причины неэффективности бюджетирования.
- Выбор программного обеспечения.
- Регламентация и автоматизация системы бюджетирования.
- Влияние финансовой структуры на исполнение бюджета.
Управление рисками в период экономического кризиса. Гибкость позволяет выжить
- Риски в современном бизнесе. Качественное и количественное понимание рисков. Положительная и негативная сторона прогнозов. Управление гибкостью (реактивной и проактивной). Риски бизнес-процессов и риски активов. Концепция 3-х линий защиты от рисков.
- Культура управления рисками. Эволюция системы управления рисками. Этические ограничения в работе риск-менеджмента как корпоративной функции. Главные провалы в бизнесе, вызванные неадекватностью систем риск менеджмента. Развитие новых подходов к регулированию риск-менеджмента в 2010 годы через новые провалы.
- Случаи Sumitomo / Хаманака & EAST-WEST BANK (VIENA), 1980.
- Кейсы LTCM & Barrings, 1990.
- Кейсы Enron & WorldCom, начало 2000.
- Результат закон SOX и последовавшая за ним модель COSO.
- Крах производных ипотечных инструментов 2008.
- Кейс Societe Generale / Кервель, 2008.
- Классификация рисков. Общеэкономические и политические риски. Риски бизнес-процессов. Операционный риск. Управленческий риск. Риск информационных технологий. Риск лояльности – мошенничество. Финансовый рыночный риск. Риски, связанные с информацией для принятия решений.
- Оценка рисков. Количественный анализ рисков. Анализ рисков, их приоритезация. VaR (Value at Risk) как инструмент для оценки и принятия краткосрочных решений. ROV (Real Options Valuation) как инструмент для оценки и принятия долгосрочных решений в отношении инвестиционных проектов. Применение дерева решений для принятия стратегических решений по развитию.
- Карта рисков как инструмент анализа и контроля рисков. Примеры составления карт для различных отраслей. Реестр рисков производственной компании. Составление базы произошедших рисковых событий. Актуализация базы рисков: ежегодная и ежеквартальная. Процедуры и ответственные лица.
- Модель управления бизнес-рисками. Структура модели и анализ бизнес-рисков. Разработка стратегий. Функционирование модели. Роль внутреннего аудита. Координация риск-менеджмента и службы внутреннего контроля. Применение положений закона Сарбейнса Оксли в практике риск менеджмента международных компаний.
- Управление рисками процесса с анализом последствий и причин.
- Разработка противорисковых мероприятий.
Организация управления оборотным капиталом
- Оценка и анализ оборотного капитала компании по показателям баланса организации. Основные цели управления величиной оборотного и чистого оборотного капитала.
- Расчет потребности в оборотном капитале для финансирования операционной деятельности.
- Стратегия и тактика компании в области оборотного капитала. Политика хеджирования: подбор «безопасных» источников финансирования операционных активов (запасов и дебиторской задолженности), внеоборотных активов. Отдельные аспекты политики компании в управлении запасами. Факторы, определяющие допустимый уровень дебиторской задолженности.
- Теория и практика управления денежным циклом компании. Взаимосвязь денежного цикла и уровня чистого оборотного капитала. Методы анализа потока денежных средств, способности компании генерировать операционный денежный поток на основе анализа отчета о движении денежных средств.
- Анализ операционной деятельности по показателям отчета о прибылях и убытках: «валовая прибыль – EBITDA – EBIT – чистая прибыль»; взаимосвязь показателей с величиной оборотного капитала и денежными потоками организации.
- Управление финансовым результатом компании на основе «CVP-анализа». Практические финансовые решения.
- Практическая значимость анализа взаимосвязи «затраты – выручка – прибыль»: от выделения постоянных и переменных издержек к директ-костингу и безубыточности.
- Расчет основных показателей «CVP-анализа»: маржинальный доход, точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный леверидж.
Управление ценностью (стоимостью) компании
- Понятие стоимости бизнеса. Определение. Концепция стоимостно-ориентированного менеджмента. Основные понятия.
- Пятнадцать факторов создания и повышения стоимости бизнеса для российских компаний малого и среднего бизнеса.
- Оценка бизнеса. Доходный, затратный и сравнительныйподходы в оценке бизнеса. Методы оценки в рамках каждого подхода.
- Специфика оценки компаний в России.
- Типичные причины продажи бизнеса. Психология продавца бизнеса как важный фактор переговоров.
- Продажа бизнеса как один из этапов стратегии компании.
- Порядок действий по продаже бизнеса. Экспертиза бизнеса как предмета продажи. Предпродажная подготовка. Поиск покупателя. Как искать и найти покупателя бизнеса? Типы покупателей. Каналы коммуникации с покупателями – реклама, прямые продажи и пр. Подготовка к сделке. Сделка.
- Юридическое оформление сделок купли-продажи компаний малого и среднего бизнеса. Финансовые расчеты в рамках сделок купли-продажи компаний малого и среднего бизнеса.